Городская прогулка

Путь от Ленинградского вокзала до м. Третьяковская

Достопримечательность

Ярославский вокзал

Комсомольская пл., 5 Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову. К строительству "первой русской" (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова. В 1859 году императором Александром II было Высочайше утверждено решение о строительстве железной дороги от Москвы до Сергиева Посада с условием в ближайшие три года продлить её до Ярославля. Проектирование вокзала было поручено архитектору М.Ю. Левестаму, однако, его проект не одобрило Правление дороги. Окончательный проект вокзала составил архитектор Р.И. Кузьмин. Это было небольшое П-образное изящное двухэтажное здание с башенкой в середине, близкое по архитектуре вокзалу Петербурго-Московской железной дороги. Вокзал был тупикового типа с раздельными платформами для прибытия и отправления поездов. С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. Полностью сохранился фасад, выходящий на Каланчёвскую площадь, но были надстроены боковые корпуса, что создало довольно нелепую композицию из небольшого центрального объёма и значительно превышающих его по размерам боковых корпусов. В 1898 – 1899 железная дорога дотянулась до Архангельска, к ней примкнули другие линии, вокзал в Москве стал тесным. Новый проект перестройки вокзала был составлен архитектором Л. Н. Кекушевым, вскоре для дальнейшей перестройки здания был приглашён архитектор Ф. О. Шехтель. Однако Шехтель придал вокзалу совершенно иной вид – к нему был пристроен фасад, прообразом которого послужил павильон Русского Севера, выполненный по проекту художника К. А. Коровина для Нижегородской ярмарки 1896 г. С 1907 года вокзал стал называться Северным. 20 июня 1929 года от его перрона отправился первый московский электропоезд. В 1966 году вокзал приобрёл современный вид.

Высота 151 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Ленинградский вокзал

Комсомольская пл., 3 Первый железнодорожный вокзал Москвы построен в конце 1840-х годов по проекту выдающегося русского архитектора Константина Тона. Движение поездов по Петербургско-Московской железной дороге открыто 1 ноября 1851 года. Основная часть вокзала была решена в русско-византийском стиле, как и другие постройки К. Тона – Оружейная палата, Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя и др. Вокзал имеет общие детали с постройками Петербургско-Московской железной дороги, создавая с ними единый архитектурный ансамбль. В 1855 году вокзал вместе с железной дорогой получил название Николаевского в честь императора Николая I, по решению которого была построена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. Все крупные изменения, происходившие с другими вокзалами в XIX и первой половине ХХ века, Николаевский вокзал не затронули, были сделаны только небольшие перепланировки и реконструкции. Исключением стало только название: с 1923 года вокзал стал Октябрьским, с 1937 – Ленинградским. В 1974 году вокзал впервые был серьёзно реконструирован. На месте дебаркадера появился большой зал для пассажиров, построены новые кассовые залы и другие помещения. Без изменений осталась только часть здания, выходящая на Каланчёвскую площадь. Ленинградский вокзал – единственный в Москве, не относящийся к Московской железной дороге, и подчиняющийся, как и полтора века назад, железной дороге Санкт-Петербурга. Источник: https://um.mos.ru/houses/leningradskiy_vokzal/

Высота 154 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Казанский вокзал

Комсомольская пл., д. 2, 2А 17 июля 1859 года было утверждено Общество для строительства Саратовской железной дороги императором Александром II. Однако, вскоре Общество решило ограничиться постройкой дороги только до Рязани. 17 июля 1859 года было утверждено Общество для строительства Саратовской железной дороги императором Александром II. Однако, вскоре Общество решило ограничиться постройкой дороги только до Рязани. Движение по участку от Москвы до Коломны открылось 20 июля 1862 года, до Рязани поезда пошли в 1865 году. Казанский вокзал строился на Каланчёвской площади одновременно с Ярославским вокзалом. Автором его проекта был архитектор М.Левестам, проектировавший и Ярославский вокзал. Дорабатывал проект Казанского вокзала архитектор Р.И. Кузьмин. Главное здание вокзала было «берегового» типа – размещалось не в конце путей, а сбоку, параллельно им. Вокзал имел общую кровлю с дебаркадером над путями и платформами. В центре здания находилась башня с часами и шатровой крышей. В 1890 – 1894 году Общество Московско-Рязанской железной дороги продлевает её до Казани, а не до Саратова, как было решено раньше. Вокзал получает название Казанского. В 1911 году был объявлен конкурс на постройку нового вокзала, на котором были представлены три проекта – архитекторов А.В. Щусева и Ф. О. Шехтеля и художника Е. Н. Фелейзена. Поразительно, но Щусев и Шехтель решили основную идею Казанского вокзала совершенно одинаково – как композицию из многих строений разного объёма и этажности, построенных в стиле русской национальной архитектуры, с высокой башней в центре. Вокзал являлся грандиозным сооружением, выходившим тремя фасадами на Каланчёвскую площадь, Рязанский проезд и Новорязанскую улицу. Строительство его пришлось на сложные для России годы войн и революций. Временами работы останавливались из-за отсутствия рабочих рук. Щусев лично руководил строительством, его мастерская располагалась в недостроенном здании вокзала. Главной доминантой вокзала является башня высотой 73 метра, аналогичная башне Сююмбике Казанского Кремля. Башня увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани. Слева от главной башни находится невысокая башня с часами, на циферблате которых изображены знаки Зодиака. За часовой башней, параллельно Рязанскому проезду находились тёплый перрон - сейчас зал ожидания, и ресторан - ныне зал повышенной комфортности. Интерьер ресторана был оформлен в стиле дворцов русского барокко XVIII века - в нём Щусев использовал монументальную живопись, выполненную по эскизам художника Е.Лансере. Основные работы по строительству вокзала завершились в 1926 году, однако, достройки продолжались до 1950-х годов, а комплекс Царской башни был закончен к концу 1980-х годов. В 2016 году прошла реставрация здания вокзала в отношении фасадов и интерьеров периода 1940-х годов. Помимо основных работ проведена реставрация настенных фонарей, светильников и флагштоков из бронзы. Реставрации подлежали также исторические дубовые двери. В главной башне заменены металлические решетки ограждения балконов и ярусов. Работы по реставрации интерьеров Казанского вокзала затронули часть залов правого крыла исторической части здания. Были проведены работы над живописными плафонами и панно зала бывшего ресторана (сейчас - зал ожидания повышенной комфортности), зала ожидания восьмигранной формы №5.

Высота 160 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Здание Московской таможни, XIX в

Комсомольская пл., д. 1, стр. 1 Здание Московской таможни на Комсомольской площади – интересный пример административно-технического строительства в России середины XIX в. Здание располагается в районе, имеющем, древнюю историю. До XIX в. на месте Ярославского вокзала находился знаменитый Красный пруд, рядом с которым располагалась усадьба, принадлежавшая первым правителям Москвы – великим князьям и первым царям. Через улицы Покровскую и Старую Басманную с поворотом на Красное село шла дорога из Московского Кремля в один из центров великокняжеской и царской охоты – Сокольники. В XVII в. в составе этой усадьбы была устроена башня – каланча, давшая название площади на месте усадьбы и пруда, сохранявшееся до 1932 г. с заменой на наименование Комсомольской площади. В середине XIX в. Каланчевская площадь Москвы была включена в крупнейший инженерно-технический проект Российской Империи этого времени. В 1842 г. император Николай I утвердил проект первой российской железной дороги, которая должна была соединять Северную и Древнюю Столицы - Петербург и Москву. Местом Петербургского (Ленинградского) вокзала в Москве стала Каланчевская площадь. Строительные работы продолжились до 1851 г. Общим проведением работ руководил Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П.А.Клейнмихель, главным архитектором дороги стал любимый архитектор императора, автор осуществленного проекта Храма Христа Спасителя и комплекса Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты академик К.А.Тон. В составе благоустройства Каланчевской площади и территории Петербургского вокзала рядом с последним было решено «устроить» помещение Таможни. Первоначально предполагалось приобрести для этого одно из соседних зданий, однако подходящих зданий не нашли, и было принято решение о строительстве специального здания Таможни. Программа нового сооружения была разработана Московской таможней и включала устройство крупного комплекса с парадными присутственными помещениями, служебными квартирами (в верхнем этаже) и значительным 2-ярусным подвалом для досматриваемых товаров. Первый вариант проекта Таможни на Каланчевской площади разработал в 1845 г. по инициативе самой Таможни известный московский архитектор И.Т.Таманский и фактически был утвержден Николаем I. Судьбу этого проекта решило то, что комплекс должен был располагаться напротив Петербургского вокзала и был слабо связан с комплексом вокзала. В 1847 г. подготовка проекта Московской таможни была поручена императором К.А.Тону, проект с расположением Таможни в одну линию с Петербургским вокзалом с юго-запада (слева) был утвержден в 1848 г., строительство было начато в 1850 г. и закончено в 1853 г. Любопытно, что для благоустройства площади и симметрии обсуждался вопрос о строительстве аналогичного Таможне жилого корпуса с северо-востока (справа) от Петербургского вокзала (на месте павильона метро «Комсомольская» кольцевая и Ярославского вокзала). Здание Таможни имеет план в виде «перевернутого П», на площадь выходит трехэтажный главный корпус, к которому сзади примыкают два боковых ризалита. Несмотря на явную связь с Петербургским вокзалом, здание Таможни значительно отличается от центрального здания ансамбля в существенных деталях. Петербургский вокзал – пример собственно «псевдороссики» К.А.Тона – это двухэтажное здание с арочными двойными «флорентийскими» - «древнерусскими» окнами в нижнем ярусе, разделенными приставленными стилизованными коринфскими колоннами. Таможня имеет ярко выраженный фасад позднего классицизма с выделением рустованного нижнего яруса (стилобата) и объединением верхних двух этажей классическими коринфскими пилястрами. Создается впечатление, что в едином комплексе Петербургского вокзала и Таможни К.А.Тон старался объединить различные этапы истории архитектуры Москвы. В здании проводится поддерживающий ремонт. Источник: https://um.mos.ru/houses/zdanie_moskovskoy_tamozhni_xix_v/

Высота 153 метров над уровнем моря
Музей

Дом Брюсова - Музей серебренного века

Проспект Мира, д. 30, стр. 1 На проспекте Мира, рядом с входом в Аптекарский огород, расположен небольшой особняк в стиле модерн - известный московский мемориальный памятник - дом поэта Валерия Брюсова. Брюсов провел здесь 14 последних лет жизни – с 1910 по 1924 год, здесь же он и умер. Сам особняк до революции (тогдашний его адрес – 1-я Мещанская улица, д. 32) принадлежал купцу Ивану Кузьмичу Баеву, потомственному почетному гражданину, члену Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Брюсов вместе со своей семьей снимал в доме Баева квартиру на первом этаже. Дом был построен в 1830-х годах – тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба – дом и два флигеля -принадлежала в XIX веке купеческим семьям – сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише. Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Его авторитет в литературных кругах и Москвы, и Петербурга был непререкаемым. Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях – журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Он выпустил более десяти своих поэтических сборников и несколько прозаических произведений, самые известные из которых - романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы». Прославился он и как переводчик – он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия; переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского – на основе своих переводов он составил антологию армянской поэзии «с древнейших времен до наших дней». На протяжении многих лет Брюсов был также директором Московского литературно-художественного кружка. Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы – до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях. Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП(б)) и после октября 1917 года принимал активное участие в литературной жизни Москвы, сотрудничал с советскими учреждениями – работал в Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе), возглавлял Московское отделение Книжной палаты, работал в Государственном издательстве. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти. Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова. В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века. В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, – библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас. Источник: https://um.mos.ru/houses/dom_bryusova/

Высота 163 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Дом А.П. Богданова

Купеческий особняк, построенный в 1901 году по проекту архитектора А.О. Гунста. Участок издавна принадлежал купеческим семьям – Правотовым, Саркисовым. Представитель семьи Саркисовых – Алексей Степанович – заказал новый дом, однако после постройки его перекупил другой представитель московского купечества, А.П. Богданов. Дом называется его именем. Здание неоклассического направления русского модерна особняк, с точно воспроизведенными деталями греческой классической архитектурной декорации. Сейчас в здании разместился Институт проблем безопасности стран СНГ. Источники: https://vladimirtan.livejournal.com/197241.html https://um.mos.ru/houses/dom_a_p_bogdanova/

Высота 163 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Дом Долговых

Здесь в 1865–97 гг. жил и работал врач Г.А. Захарьин. При купце Арацкове особняк был перестроен по проекту молодых и малоизвестных тогда братьев Весниных. С середины XVIII века обширное владение на четной стороне 1-й Мещанской улицы (ныне – проспект Мира) принадлежало купцу 1-й гильдии, именитому гражданину Луке Ивановичу Долгову. В старину здесь располагалось загородное поместье князей Пожарских, позже перешедшее к князьям Долгоруким. Вскоре после заключения Андрусовского перемирия с Польшей в 1667 году и устройства за Сретенскими воротами Земляного города Мещанской слободы владение это было выкуплено казной и поделено на слободские дворы. Часть бывших слободских дворов (современные дома №№ 16-20) и была приобретена Л.И. Долговым. К 1770 году Долгов построил на своей земле трехэтажный каменный особняк по проекту, вероятнее всего, Баженова. Этот дом зафиксирован в знаменитых Альбомах М.Ф. Казакова. Сохранился он и поныне, но после пожара 1812 года был перестроен и лишился верхнего этажа (современный дом № 16 по проспекту Мира). А спустя пять лет, в 1775 году, Е. Назаров строит для своего тестя еще одно здание по соседству с первым (ныне это дом № 20). Прекрасный усадебный особняк в классическом стиле. После смерти Луки Ивановича владение перешло к его вдове Сусанне Филипповне (урожденной Аршелевской). Позже часть его была продана. Но дом № 20 оставался в семье Долговых до 1863 года, когда его купил известный московский врач, профессор, почетный член Императорской Санкт-Петербургской академии наук Г.А. Захарьин (1829–1898). В этом особняке на 1-й Мещанской улице прошли последние годы Григория Антоновича. В конце XIX – начале ХХ в. усадьба принадлежала его сыну Сергею Григорьевичу, который продал дом симбирскому купцу Василию Афанасьевичу Арацкову. Источник: https://um.mos.ru/houses/dom-dolgovykh/

Высота 163 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Церковь Троицы в Листах

Ул. Сретенка, д. 27 Расположенная на Сретенке, эта церковь оказалась словно в низине: с улицы до нее приходится спускаться по лестнице, хорошо виден значительный перепад высот – отличная иллюстрация того, как «подрос» культурный слой за 350 лет! Но этот храм славен не только своим возрастом, но и прямой связью с Сухаревой башней, находившейся по соседству вплоть до 1934 года. Храм упомянут в источниках в первый раз в 1635 году как деревянный. Его народное прозвание – в Листах – не случайно: жившие по соседству типографы кустарным способом создавали на листах бумаги лубочные картинки, которыми здесь же и торговали, развешивая свой товар на церковной ограде вдоль Сретенки. Однако в первую очередь Троицкая церковь окормляла стрелецкий полк, расквартированный рядом со Сретенскими воротами. Местная дорога имела особое значение для Москвы: она вела из столицы в Троице-Сергиев монастырь и потому именовалась в XVII веке «царской», так как по ней в знаменитую обитель ездила на богомолье царская семья. Именно стрельцы и были главными строителями каменного храма в 1655–1661 годах. Из приказа Большой казны им было выдано 150 000 кирпичей, а позднее еще пожалованы утварь и царские врата, захваченные в Белоруссии в качестве трофея во время войны с Речью Посполитой – это был подарок стрельцам от царя Алексея Михайловича за поимку Степана Разина. В дальнейшем многие обновления и расширения в храме происходили по случаю новых достижений стрелецкого полка. Так, в 1680 году после возвращения из успешного Чигиринского похода построили трапезную с приделом Покрова, а в 1689 году Петр I за поимку Федора Шакловитого пожаловал стрельцам 700 рублей на починку церковных глав. Но наибольшая заслуга принадлежала стрелецкому полковнику Лаврентию Сухареву, который в августе того же 1689 года первым из московских полковников прислал своих стрельцов на защиту Петра I в Троице-Сергиев монастырь, что решило исход политической борьбы того времени. Молодой царь щедро наградил Сухарева за его верность, а особым знаком монаршего внимания стало строительство новых каменных Сретенских ворот с башней, которая в честь полковника стала называться Сухаревской. Храм строился по соборному типу: приземистый, но при этом широкий, вместительный. В целом декор фасадов весьма строгий, разнообразие вносят лишь входные порталы с севера и с юга, украшенные белокаменной резьбой. Изначально с западной стороны к храму примыкала колокольня, но в 1780-х годах ее разобрали, взамен построив отдельно стоящую с юго-востока по красной линии Сретенки. В дополнение к главному Троицкому престолу и Покровскому приделу в трапезной существовал еще и придел в честь Иоанна Дамаскина. Такое посвящение выбрал в честь святого покровителя своего сына местный житель – Панкратий Колосов, фабрикант, имевший в соседнем Большом Сухаревском переулке ткацкую фабрику. В 1774 году на его средства была выстроена новая трапезная, сохранившаяся до сегодняшнего дня, а чуть позже было разрешено создать и новый придел. Позднее, однако, его переосвятили во имя Алексия митрополита. Владимир Гиляровский вспоминал о пономаре церкви Троицы в Листах и его табаке: «Лучший табак, бывший в моде, назывался "Розовый". Его делал пономарь, живший во дворе церкви Троицы-Листы, умерший столетним стариком. Табак этот продавался через окошечко в одной из крохотных лавочек, осевших глубоко в землю под церковным строением на Сретенке. После его смерти осталось несколько бутылок табаку и рецепт…». Рецепт полностью приводится на страницах знаменитой книги «Москва и москвичи». В 1931 году был арестован настоятель церкви, протоиерей Владимир Страхов (последний ректор Московской духовной академии), после чего богослужения прекратились. Еще через некоторое время оказались разобраны главы, потом полностью разрушена колокольня, надстроена вторым этажом трапезная, а все пространство разделено на этажи и комнаты, занятые скульптурными мастерскими. При строительстве метро в 1972 году стены покрылись трещинами, здание едва не рухнуло. Лишь в 1980-х годах после проведенной реставрации храм снаружи стал выглядеть почти как до революции. А с 1991 года параллельно с процессом реставрации внутри храма происходило постепенное возрождение богослужений в его стенах. В начале 2000-х годов работы были завершены, также воссоздана колокольня. В 2017 г. рядом с церковью Троицы в Листах во время раскрытия дорожного полотна улицы Сретенки, напротив дома № 28, на глубине одного метра был обнаружен смотровой водопроводный колодец, относящийся к системе Мытищинского водопровода. Специалисты считают, что колодец установили в 1820–1830-е гг., когда началась первая модернизация самого старого водопровода Москвы, выстроенного еще в XVIII в. Колодец передан на временное хранение в Музей Москвы. Его планируется экспонировать в городской среде, недалеко от места обнаружения, что станет одним из первых примеров размещения отдельных археологических находок в пространстве современной Москвы. По находке был выполнен полный комплекс реставрационных работ. Сложенное из блоков песчаника оголовье колодца очистили от различных загрязнений, химическим способом ослабили пятна ржавчины, укрепили трещины и отслоения, провели гидрофобизацию. Чугунную крышку колодца очистили от продуктов коррозии и загрязнений, стабилизировали коррозию, окрасили. В 2018 году колодец Мытищинского водопровода стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "молодые реставраторы". Источник: https://um.mos.ru/houses/tserkov_troitsy_v_listakh/

Высота 157 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Дом, в котором в 1890-х гг. жил скульптор С.М.Волнухин - автор памятника первопечатнику Ивану Федорову в Москве. Главный дом, кон. XVIII в., 1880-е гг.

Сретенка ул., д. 17, стр. 1 Сретенка – улица, очень важная в историческом развитии Москвы, но, при этом, обладающая особой не совсем счастливой судьбой. Сретенка – часть одной из старейших дорог Москвы и всей Северо-Восточной Руси – одной из «дорог Юрия Долгорукого» - дороги на север – на Ростов Великий, в Москве (в районе Лубянской площади) переходившей в дорогу на юго запад на Чернигов и Киев. Дорога имеет слишком великую историю. Поэтому укажем только, что начальный участок Ростовского (сейчас Ярославского) шоссе получил свое название в честь встречи – Сретения – Чудотворного Образа Пресвятой Богородицы Девы Марии Владимирского, перенесенного из Владимира в Москву в 1395 г. во время похода на Северо-Восточную Русь среднеазиатского полководца Тимура (Тамерлана). Благодаря заступничеству Чудотворного Образа Северо-Восточная Русь была спасена от разгрома. Со временем на площади в начале Сретенки возник дровяной – лубяной торг, по которому площадь и начало Сретенки (до Бульварного кольца) стали именоваться Лубянскими, а название Сретенки сохранилось только за отрезком от Бульварного кольца до Садового кольца. В архитектурном отношении Сретенка в целом, к сожалению, уступает своему продолжению за Садовым кольцом Проспекту мира, а также соседям Мясницкой и короткой Рождественке. Один из немногих памятников архитектуры Сретенки – усадьба купцов Кирьяновых, возникшая, по-видимому, в 1780-е годы при восстановлении Москвы после Чумного бунта 1771 г. – об этом свидетельствует постановка главного двухэтажного дома усадьбы в стиле строгого классицизма по красной линии улицы (более ранняя застройка Москвы, как правило, предусматривала расположение главных построек участка в центре владения). Во второй половине XIX в. усадьба получает доходное использование и сдается под наем жилья. Усадьба Кирьянова стала местом жизни замечательного московского скульптора Сергея Михайловича Волнухина. Судьба мастера так же не была простой, в истории русской скульптуры он известен прежде всего как автор Памятника первопечатнику Ивану Федорову возле Китай-городской стены. С.М.Волнухин происходил из купеческой семьи, жившей в Замоскворечье. Несмотря на семейные традиции, талантливого мальчика, имевшего склонность к рисованию, отдали учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С.М.Волнухин довольно долго учился в училище, в середине 1880-х гг. почти одновременно с окончанием училища он женился, при этом материальное положение его отца значительно ухудшилось, так что молодой мастер вынужден был «жить своим домом». Сравнительно скромное число значительных работ СМ.Волнухина определяется тем, что для содержания многодетной семьи мастер очень много работал в различных областях художественного творчества, в том числе – как модельщик в известной фирме серебряных изделий Овчинниковых, а так же практически все время преподавал. Тем не менее в наследии С.М.Волнухина необходимо отметить бюст П.М.Третьякова, выполненный после смерти легендарного мецената в 1898 г. Квартиру на Сретенке С.М.Волнухин так же нанимал до 1898 г., в котором он был избран руководителем скульптурной мастерской родного Московского училищ живописи, ваяния и зодчества, после чего переехал в казенную квартиру в комплексе училища на Мясницкой (современный комплекс Академии народного художника СССР И.Глазунова). В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования. Источник: https://um.mos.ru/houses/dom_v_kotorom_v_1890_kh_gg_zhil_skulptor_s_m_volnukhin_avtor_pamyatnika_pervopechatniku_ivanu_fedoro/

Высота 161 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Дом архитектора В.И. Чагина

Большая Лубянка ул., д. 24/15 стр. 1 В этом пряничном домике мирно уживались общество грамотности, взаимного страхования от огня и «электричка»! Домик пряничного вида на четной стороне Большой Лубянки стал таким лишь в начале XX века, хотя само владение известно с начала XVIII века. Оно было довольно обширным и тянулось до параллельного Милютинского переулка, включая территорию нынешнего дома № 15. В первом и подвальном этажах дома на Б. Лубянке сохранились своды конца XVIII века. Известно, что с 1738 г. владение принадлежало князю М.А. Голицыну, а затем В.Г. Черткову. Уже в начале XIX века здесь располагался женский частный пансион, которым заведовала жена преподавателя немецкого языка и словесности в Московской практической академии коммерческих наук Иоганна-Бернгарда (Ивана Даниловича) Петрозилиуса. Он был первым учителем писателя А.С. Грибоедова, который сохранил дружеское расположение к Ивану Даниловичу на всю жизнь. В середине XIX века владение принадлежало полковнице М.И. Хвостовой, затем рижскому гражданину, владельцу литографии Федору Федоровичу Сиверсу. В 1892 г. он существенно перестроил здание (по проекту архитектора И.Г. Кондратенко). В начале XX века владение перешло к его племяннику, архитектору Владимиру Ивановичу Чагину. Взяв за основу существующее строение, архитектор полностью перестроил фасад своего дома. Тяга Чагина к элементам готики в полной мере отразилась и в этом его творении. В 1909 г. в доме были московское общество грамотности, торговый дом «Ф. Праммс и А. Фогель» по продаже москательных товаров. В 1907-1910 гг. во владении арендовало помещение одно из многочисленных Обществ взаимного страхования от огня. Тогда же в доме открылся электротеатр (в народе их называли «электричками») «Рекорд». Владельцы электротеатров старались во всем подражать театру: устраивали киносеансы из трех отделений, между которыми были антракты. В первом отделении показывали экранизированные сцены из музыкальных спектаклей и кинохронику, во втором какую-нибудь драму, в третьем – юмористические сценки. С первых лет советской власти на первом этаже размещалась весьма демократичная пивная Моссельпрома. В 1950-х гг. ее сменила пельменная, еще памятная многим москвичам. В настоящее время в доме находятся аптека и кафе. Источник: https://um.mos.ru/houses/dom-arkhitektora-v-i-chagina/

Высота 164 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Дом Орлова-Денисова

ул. Б. Лубянка, д. 14, стр. 3 Прошлое этой великолепной усадьбы связано со многими известными и даже великими именами, оставившими большой след в истории Москвы и нашей страны. Большая Лубянка до середины XIX века являлась частью улицы Сретенки, затем в 1926 году она была переименована в улицу Дзержинского, а в 1991 году ей было возвращено историческое название. В начале XVII века на этом месте (нынешние владения №№ 12 и 14 по Большой Лубянке) находились каменные палаты князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В 1611 году здесь, подле двора Пожарского, произошёл бой отряда русского ополчения с польскими интервентами, захватившими Москву. В этом бою князь Пожарский был тяжело ранен: «…изнемогша от великих ран паде на землю, и взем его повезоша из города вон к Живоначальныя Троице в Сергиев монастырь». Палаты горели. Затем они долго и с трудом восстанавливались. Вскоре после смерти Дмитрия Михайловича (ум. в 1642 году) усадьба перешла к родственникам его жены - Голицыным, а в конце XVII века была поделена на две части. Нынешнее владение № 14 перешло к Нарышкиным. Владение № 12 сохранилось за Голицыными. В это время на участке Нарышкиных появился каменный двухэтажный дом, который затем не раз перестраивался, но в основе своей сохранился до наших дней. Возможно, при его строительстве в объём здания были включены части палат Пожарского. Вплоть до 1811 года усадьба переходила от одного дворянского рода к другому. В разное время ею владели Долгорукие, Голицыны, Нарышкины, Хованские и Волконские. Во времена царствования Анны Иоанновны здесь размещался Монетный двор, а в елизаветинские времена - Камер-Коллегия, заведующая казёнными сборами. В 1770-х годах (при московском главнокомандующем князе М. Н. Волконском) древние палаты были в очередной раз перестроены. В их устройстве принял участие известный архитектор и гравёр итальянец Франческо (Франц Иванович) Кампорези. А в 1811 году усадьбу приобрел граф Фёдор Васильевич Ростопчин, в следующем году назначенный московским главнокомандующим. Именно сюда курьер М. И. Кутузова доставил письмо с приказом о сдаче Москвы французам. Описание усадьбы встречается в романе «Войне и мире» Л. Н. Толстого. Здесь был убит купеческий сын Верещагин, которого заподозрили в предательстве. Отсюда же уехал граф Ростопчин, оставляя Москву Наполеону. В ростопчинской усадьбе расположился один из французских отрядов. Благодаря этому, усадьба уцелела во время пожара. Правда перед уходом французы собирались взорвать дом, но заложенный ими заряд вовремя заметил истопник, который и предотвратил взрыв. После освобождения Москвы граф Ростопчин вернулся в свою усадьбу, и в 1814 году здесь был организован торжественный прием по случаю победы и заключения мира. В 1842 году домовладение приобрёл герой войны 1812 года граф Василий Васильевич Орлов-Денисов, сын атамана войска Донского Василия Орлова и внук первого графа из донских казаков генерала от кавалерии Федора Денисова. В 1856 году усадьбу купила жена действительного статского советника Н. П. Шипова - Д. А. Шипова. Новые владельцы устроили в старинной усадьбе домовую церковь Благовещения. В 1860-е годы по сторонам от главного дома были построены флигели одной с ним высоты, вторящие его архитектуре, тогда же появились и сохранившиеся до наших дней изящные пилоны ворот. В начале 1880-х годов усадьба была вновь продана, теперь статскому советнику Э. Э. Маттерну. Через год она перешла к Московскому страховому от огня обществу. Позднее здесь же расположилось Российское общество застрахования капиталов и доходов, учрежденное в 1835 году. Страховые общества существовали здесь вплоть до 1918 года. После революции в бывшей усадьбе размещались органы государственной безопасности, а с начала 1990-х - различные коммерческие организации. В 2009 году усадьба перешла в федеральную собственность. Во дворе усадьбы еще пока живо и держится из последних сил удивительное, очень редкое для Москвы дерево – жостер даурский, который является охраняемым природным памятником.. Усадебный ансамбль последние годы находился в аварийном состоянии, и требовал безотлагательного проведения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ, которые были начаты в 2016 году и полностью завершены в 2020 году. Объект стал лауреатом конкурса "Московская реставрация - 2020" в нескольких номинациях: за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ, за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию, за высокое качество реставрационных работ по живописным плафонам. Источник: https://um.mos.ru/houses/dom-orlova-denisova/

Высота 166 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Здание ОГПУ-НКВД-КГБ

Ул. Большая Лубянка, д. 2 Стоявший почти до конца XIX века трехэтажный дом Мосолова с меблированными комнатами был продан крупнейшей страховой компании — обществу «Россия». Новый дом задумывался как коммерческая недвижимость (магазины, конторы и квартиры как самой фирмы, так и сдаваемые внаем). Первые здания комплекса были построены в 1897–99 г. петербуржскими архитекторами А. Ивановым (дом 1) и Н. Проскуриным (дом 2). Это были две отдельных постройки, разделенные началом Малой Лубянки. В 1919 г. здания были отданы Центральному аппарату ВЧК и переходили всем его преемникам: НКВД, ГПУ, МГБ, КГБ и ФСБ. Здесь размещались не только рабочие кабинеты почти всесильных руководителей главного советского репрессивного ведомства, но и одна из внутренних тюрем. В середине 1930-х для Объединенного главного политического управления строят новый корпус на углу Б. Лубянки и Фуркасовского переулка. Первоначально задуманное с участием академика И. Фомина, здание должно было зеркально отражать завершенный в 1934 году комплекс общества «Динамо», но в итоге был реализован самостоятельный проект штатных архитекторов ОГПУ А. Лангмана и И. Безрукова, примыкающий к корпусу 2 бывшего здания общества «Россия». Здание имеет скругленный угол, облицованный черным гранитом цоколь и лапидарный фасад. Выходящая на переулок стена расчленена треугольными лопатками. Это чуть ли не единственное его украшение. В 1939–47 годах мастерская академика архитектуры А. Щусева перестроила 1 дом, заняв проезжую часть М. Лубянки. Квартал, таким образом, замкнулся, а часть улицы стала вторым внутренним двором комплекса. Щусев решает новый фасад в большем масштабе, чем четырех-пятиэтажные здания «России», вместо их эклектичного декора и ориентации на северное барокко он использует привычный для сталинского времени итальянский декор. Поначалу фасад был сделан асимметрично и включал в себя старое здание Н. Проскурина. Лишь в марте 1983 – августе 1984 годов завершилось создание нового фасада по всей длине Лубянской площади. Первоначально сдвинутый влево щипец аттика наконец оказался по центральной оси, а от здания конца XIX века осталось лишь воспоминание. Источник: https://um.mos.ru/houses/zdanie_ogpu_nkvd_kgb/

Высота 167 метров над уровнем моря
Точка маршрута

Комплекс зданий ФСБ РФ

Кузнецкий мост ул., 22-24 Владение, состоявшее ранее из ряда небольших участков, известно по переписным книгам с 1738 года и примыкало в то время к Пушечному двору. Несколькими участками владели князья Волконские, а в 1760-х — 1770-х годах здесь стояли палаты князей Хилковых. В 1780-х годах на этом месте находился дом дочери генерала-аншефа В. М. Долгорукова-Крымского княжны Ф. В. Долгоруковой-Крымской. В начале XIX века владение перешло к князьям Голицыным — братьям Дмитрию и Михаилу, потомки которых владели им вплоть до 1917 года. М. Н. Голицын стал известен как основатель первого московского пассажа «Галереи с магазинами М. Н. Голицына». Свой дом на углу с Большой Лубянкой он также перестроил для размещения магазинов. В марте 1813 года здесь были открыты «Санкт-Петербургская кондитерская» и бакалейный магазин. В начале 1814 года в доме поселился профессор Московского университета Ф. Ф. Рейсе и открыл аптеку с продажей минеральных вод. В 1820-х годах итальянский купец П. Безоци торговал здесь лучшими по тем временам деликатесами. В доме находились различные «депо» — магазины обоев, обуви, а также многочисленные книжные магазины: К. Урбена, М. Арльта, Ф. Северина, Н. Крашенинникова, К. Тихомирова, П. Захарова, Т. Лебедева. Магазин Р. Ревеля «Мануфактурные новости» и магазин «Город Париж» продавали заграничный кашемир, китайский крепон, тафту; магазин «Дрезден» — хрусталь и фарфор Ауэрбаха, Гарднера и Мальцева; торговый дом П. Сорокоумовского был известен своими мехами. В 1835—1836 годах здесь жил скульптор И. П. Витали, у которого останавливался К. П. Брюллов, бывали В. А. Тропинин и А. С. Пушкин. В 1837—1839 годах дом был перестроен архитектором М. Д. Быковским, В 1850-х годах в доме открылись ботанический магазин К. А. Мейера и магазин английских металлических товаров О. И. Губерта (затем В. Кирхгофа). Размещавшийся в здании магазин австрийского мебельщика М. Тонета славился венской гнутой мебелью, а магазин фабрики металлических вещей Крумбюгеля, участвовавший в изготовлении убранства для Большого Кремлёвского дворца и Эрмитажа, продавал люстры и «солнечные лампы». В середине века в угловой дом переехала фирма швейцарского купца Ф. Б. Швабе, ставшая к началу XX века крупнейшим в России предприятием по производству оптических, физических, геодезических приборов и медицинских инструментов. Магазин Швабе предлагал покупателям также большой ассортимент товаров по фотографии и дагеротипии. Над зданием была устроена башня с обсерваторией, где можно было послушать лекции по астрономии, наблюдать Луну и планеты. Во второй половине XIX века в доме находились также магазин ламп и бронзовых изделий А. Шнейдера и «дагеротипное заведение» Баумгарбена (позднее И. Дьягоченко). В начале XX века в здании начала работать «Кузнецкая столовая» с кухмистерской, снабжавшая обедами. Многие годы здесь находились также «Курсы иностранных языков Берлица» с бюро переводов, которое исполняло «переписку на всех языках и всякого рода». В это же время в доме работал кондитерский магазин Г. Ландрина — «карамельного короля» России, фамилия которого дала название недорогим леденца, розничный магазин братьев Носовых, магазин белья «Жокей-клуб». В 1907 году фасад здания был изменён по проекту архитектора Н. Д. Струкова. а рядом с ним специально для фирмы «Ф. Швабе» было построено новое четырёхэтажное здание. В 1915 году здесь было основано Русско-Чешское общество имени Яна Гуса. В конце 1920-х годов в доме № 22 размещались акционерные общества «Дубитель» и «Сельхозимпорт», в 1950-х годах — редакция журнала «Советская женщина» и книжный магазин «Лёгкая промышленность»; в доме № 24 — Московская контора Металлургического синдиката и трест «Точмех». В 1930 году здесь находился Институт химического машиностроения. В 1982 году на месте снесённых домов фирмы Ф. Швабе по проекту архитекторов Б. В. Палуя и Г. В. Макаревича были построены здания КГБ СССР (ныне — Федеральная служба безопасности Российской Федерации). Источник: https://um.mos.ru/houses/kompleks-zdaniy-fsb-rf/

Высота 159 метров над уровнем моря
Достопримечательность

Соловецкий камень

Установленный 30 октября 1990 года в сквере у Политехнического музея на Лубянской площади в Москве, гранитный валун был привезен активистами общества «Мемориал» из поселка Соловецкий. «Соловецкий камень» - один из первых и, пожалуй, главный на сегодняшний день памятник жертвам тоталитарного коммунистического режима в Советском Союзе. Установленный 30 октября 1990 года в сквере у Политехнического музея на Лубянской площади в Москве, гранитный валун был привезен активистами общества «Мемориал» из поселка Соловецкий, с Тамариного причала. Тут всё символично. И место установки. Соловецкий камень тогда, в 1990-м, противостоял не только дому 2 по Лубянской площади, где с 1918 года находилось ВЧК-НКВД-МГБ-КГБ, - сердце машины коммунистического террора в СССР, - но и стоявшему в центре площади памятнику Феликсу Дзержинскому, основателю и первому руководителю этой «машины смерти» («Железный Феликс» был снесен 22 августа 1991 года). И место, откуда был привезен камень. На Соловецком архипелаге с 1919 года находился концлагерь, с 1923 года – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в 1937—1939 годах — Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). Камень для памятника с Большого Соловецкого острова в Архангельск привезли по морю, а затем по железной дороге его доставили в Москву. У подножия постамента находится надпись «Этот камень доставлен обществом „Мемориал“ из Соловецкого лагеря особого назначения и установлен в память жертв тоталитарного режима». И это тоже символично: «Мемориал» в конце 1980-х был едва ли не самым массовым независимым общественным движением в СССР - возвращение исторической правды было осознано как необходимое условие возвращения ценностей права и морали в политику. Памятник был открыт 30 октября 1990 года. С 1974 года 30 октября - День политзаключенного в СССР – был «профессиональным праздником», днем солидарности и сопротивления, который в политлагерях и тюрьмах отмечали забастовками и голодовками. На открытие памятника собрались тысячи людей, на митинге по случаю открытия памятника выступили бывшие политзаключенные: Олег Волков, Анатолий Жигулин, Сергей Ковалёв. В настоящее время 30 октября официально отмечается как День памяти жертв политических репрессий. С 2007 года накануне 30 октября у Соловецкого камня проходит чтение имен расстрелянных в Москве в годы «Большого террора». Соловецкий камень стал одним из традиционных мест выражения протеста в Москве. В создании памятника принимали участие художник-архитектор С. И. Смирнов, конструктор В. Е. Корси, средства для его установки были выделены Правительством Москвы. В 2008 году памятник получил статус достопримечательного места. Источник: https://um.mos.ru/houses/solovetskiy_kamen/

Высота 153 метров над уровнем моря
Точка маршрута

Большой Москворецкий мост

Первым мостом Москвы был наплавной Москворецкий мост. Составляющие его брёвна лежали прямо на воде, мост разводили для прохода судов. Позже появились и другие наплавные мосты. Но эти мосты нужно было разбирать на время половодья, по ним трудно или невозможно было переправлять артиллерию большого калибра через реку. К XVII веку необходимость постоянного моста, не зависящего от времени года и погоды была осознана всеми. Первым мостом Москвы был наплавной Москворецкий мост. Составляющие его брёвна лежали прямо на воде, мост разводили для прохода судов. Позже появились и другие наплавные мосты. Но эти мосты нужно было разбирать на время половодья, по ним трудно или невозможно было переправлять артиллерию большого калибра через реку. К XVII веку было решено построить мост, пригодный для любого времени года и любой погоды. Старый Москворецкий мост был меньше существующего ныне, и стоял он на одной линии с улицей Пятницкой в Замоскворечье и Москворецкой улицей в Зарядье. Таким образом, ныне самая короткая из московских улиц - Балчуг, раньше была проезжим местом с торгом и мостом. На Балчуге держали лавки многие купцы, проживавшие на Пятницкой, Ордынке и в прилегающих переулках. Новый мост был построен в 1938 году, одновременно с Большим Каменным и другими мостами через Москва-реку.

Высота 120 метров над уровнем моря

Поделись идеями для путешествий.

Создай свой туристический маршрут на Тропинки.ру!

Комментарии

0

Основная информация

Локация

Москва, Россия

Тип маршрута

Линейный

Дата поездки

Март 2021

Кол-во дней

1 день

Кол-во участников

2 участника

Рейтинг и теги

90

Лёгкий

Европа

RU

Расстояние и время

Кол-во координат

119 точек

Примерное время

01:24:22

Длина маршрута

7.03 км

Перепад высот

Набор высоты

65 м

Макс. высота

167 м

Перепад высот

47 м

Сброс высоты

91 м

Мин. высота

120 м

Скорость и темп

Сред. скорость

5 км/ч

Сред. темп

12:00 мин/км