По древней земле Баргуджин Токум
Маршрут проходит через весь Курумканский район, затрагивает важнейшие объекты туристического показа. Такие объекты как Барагханский аршан, Курумканский дацан, ступа Соодой ламы, келья Соодой ламы, Угнасайский дацан тесно связаны с именем знаменитого йогина Соодой ламы, великого бурятского ламы XIX-XX веков, мастера буддийской медитации мирового масштаба из Курумканского района Республики Бурятия.
Ступа Соодой ламы
Ступа сооружена на самой высокой возвышенности северо-восточной части Куйтунов вблизи места, где родился великий йогин Сойдой-лама. Отсюда открывается изумительная панорама. Надгробную чугунную плиту в буддийском исполнении отлили и доставили из Санкт-Петербурга. В 1930-х годах субурга была разрушена. Старики сохранили память, о том, как приезжал один из сыновей Дабы Цыдыпова (сподвижник шэрээтэ ламы) Шойдор и с богатырской силой поднял с земли валявшиеся на земле тяжелые чугунные плиты, поставил их на место и уехал навсегда. В 1970-е годы восстановили разрушенный субурган силами строителей бригады Х.Т. Виссингиреева, прибывших по договору на строительство Балагунского комплекса из Чечено-Ингушетии. От колхоза был задействован только 1 человек – водитель водовоза Ц-Б.Х.Эрдэнеев. Разрушенный памятник был восстановлен за сутки.
Золотая Подкова
Река Аргада – один из самых крупных притоков Баргузина, вдоль реки есть место с песчаным барханом, напоминающим маленький островок пустыни Гоби. В этом месте река Аргада делает поворот на 180 градусов в виде подковы, образуя песчаную гряду высотой более 10 метров. Рядом с дюнами, напоминающими ландшафт великих пустынь, соседствует тундра, а выше, в горах, леса постепенно уступают место красивейшим альпийским лугам, еще выше — только небо да остроконечные вершины. Существует легенда, что Гэсэр постоянно облетал Баргузинскую долину, и однажды, пролетая над данной местностью, конь Гэсэра обронил подкову на счастье, вследствие чего образовался такой рельеф. Если песок с гряды сильно падает, то будет обильный продолжительный дождь, а если мало песка падает с бархана, то будет мелкий и непродолжительный дождь
Келья Соодой ламы
В апреле 1916 г. Соодой ламы не стало, он умер на 71 году жизни. Он ушел в этом месте, проведя редчайший обряд в буддийской практике – обряд «джа-лю» – «превращение тела в радугу».В 1916 году в год и месяц Дракона Соодой лама закрывается в затвор. Просит, чтобы его в течение 7 дней не беспокоили. Наказывает собрать по улусу костей, сварить поминальный обед, накормить бедняков и читать заупокойные молитвы в течение семи суток. К тому, что от него останется, может прикасаться только один человек, Халгын гэгэн, сын Агатын Кондрата.Однако на третий или четвертый день старший лама сказал: «Как так человек умер, почему к нему нельзя зайти?», и заглянул в дверь. Соодой лама по воспоминаниям современников обладал очень сильным и проницательным взглядом, мало кто мог выдержать его взгляд. Заглянувший лама был в шоке. Его взору предстал мальчик лет 9-10, сидящий в позе лотоса и только лишь взгляд оставался таким же сильным и пронзительным.После семи дней от Соодой ламы остались только одежда, волосы и ногти. И это было в день и час Дракона. Люди запомнили яркую вспышку света, которая вышла из его домика и беспрепятственно прошла буквально через всё. Соодой лама ушел также как Нагарджуна, затворившись в уединенное место и превратив свое тело в радугу.По буддийским представлениям о человеке, кроме «грубого» физического тела (кости, сухожилия, кровь, мышцы), человек обладает еще и «тонким» энергетическим телом,которое не может зафиксировать ни один прибор. Именно на «тонком» теле и базируется «грубое». Буддийский йогин, практикуя созерцание, на высшей, шестой по счету, его стадии переходит в особое состояние «самадхи», которое мало изучено и не объяснимо с точки зрения современной науки.
Шинагальжин
Шинагальжин – одно из красивейших мест Курумканского района. Неописуемые по красоте пейзажи, древнейшие наскальные рисунки, гуннские, баргутские захоронения, фантастические камни в виде гигантского верблюда, черепахи, скалы – коновязя, камни как гигантские двери и многое другое. На одной из возвышенностей Соодой лама выбрал место для последнего затвора, в котором реализовал «радужное тело». Тэмээн (Верблюд) - природный памятник, скальный останец, в форме, напоминающей верблюда. Верблюд считается неприкосновенным посланником высших божеств, входит в круг пяти священных для бурят животных (табан хушуун мал) и составляет самую ее вершину. Охраняет эту гряду останцев - скальный останец Сэргэ (Коновязь). В культуре кочевых народов Сэргэ придавали особое значение. Это символ, объединяющий три мира: верхний, нижний и мир людей. Сэргэ несет знаковую функцию Мирового дерева и служит символом гармонии вселенского ансамбля. Наличие Сэргэ всегда говорит о том, что у этой земли есть хозяин.
Уудэн шулуун
Уудэн-Шулуун (дословно «Дверь-камень») — это каменная гряда останцов длиной более семидесяти метров и шириной 15-20 метров. Достопримечательность находится в 25 километрах от улуса Барагхан Курумканского района в местности Хара-Хошуун, подножье Икатского хребта. Высота стен природного памятника составляет 10-15 метров.Стены каменных ворот расставлены огромными каменными плитами так ровно, что даже удивится иной строитель. У этих скал посередине есть отверстие, напоминающее дверь. Есть поверье, что, пройдя через эти «двери», бездетные супруги становятся счастливыми родителями.
Барагханский аршан
Барагханский аршан был открыт впервые в начале 19 века местным охотником Гуро Холхоевым (Холхойн Гурэ). До 1938 года рядом с нынешними корпусами аршана находился Баргузинский дацан «Гандан Ше Дувлин», еще в начале 20 века, перевезенный из местности Сагаан-Нуур. В 1938 году дацан был разобран по указанию властей, В том месте, где возведен новый субурган находилась Элысунская начальная школа. Там учились дети с улусов Элысун, Хахи, Туяа, Буктэр, Епишка, Харгана, Хунтэй, Арал. На месте нового субургана тогда находилось общежитие для детей, который был построен колхозом имени Л.М.Кагановича. В летнее время, во время каникул в общежитии отдыхали люди. В 1946 году колхоз имени Кагановича впервые организовал кумысолечение. В 50-е годы бывшее здание учащихся, построенная на аршане было перевезено в с. Барагхан, как столовая пришкольного интерната. В 2007 году на аршане возле трассы построили субурган. Субурган строили всем миром, то есть население села Барагхан и люди из других поселений, районов вносили посильный вклад. С 2010 года организацию благоустройства Барагханского аршана и отдыха населения взяло на себя буддийское общество «Буян», настоятелем которого является Бадмаев Василий Борисович. На сегодня аршан может принимать в один сезон до 300 человек.
Курумканский музей
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Музей истории и развития традиционных народных промыслов МО "Курумканский район". Музейное собрание представляет собой коллекции предметов, отражающие историю и быт жителей Курумканского района, документы по истории края, района, о знаменитых людях, внесших достойный вклад в развитие сельского хозяйства, просвещения, медицины, культуры и искусства, спорта не только Курумканского района и Республики Бурятия, но и всей страны, предметы археологических раскопок, коллекцию минералов, фото и документы известных и выдающихся уроженцев Курумканского района, предметы нумизматики, буддизма, картины местных художников и пр.
Курумканский дацан "Гандан Ше Дувлин"
Курумканский дацан является правопреемником разрушенного в 1930-е годы Баргузинского дацана “Гандан Ше Дувлин”, который располагался у подножия священной горы Бархан Уула. В 1990 году в Бурятии был проведен радиомарафон для сбора средств на восстановление дацана. Было принято решение отстроить дацан заново близ села Курумкан. 15 февраля 1991 года, в день Сагаалгана, состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана. В 2000 году Баргузинский дацан переименовали в соответствии с новым местом расположения в Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин», это было сделано по требованию Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия. Дацан, построенный, после проявления лика богини Янжимы в 2005 году близ села Ярикто, теперь имеет название Баргузинского. Цогчен Дуган Баргузинского дацана или “Дворец Богини Янжимы” (”Янжима бурханай ордон”) повторяет архитектурную форму Баргузинского дацана “Гандан Ше Дувлин”. В настоящее время Курумканский дацан состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зеленой Тары, дугана Соодой ламы, хозяйственных построек и домиков для ретритов. В дацане ежегодно проводится множество традиционных буддийских хуралов: Майдар хурал, Дончод хурал, Жэнсэриг хурал, Зула хурал, Дугжууба и другие. Рядом с Курумканским дацаном находится Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре. На ретриты (коллективную религиозную практику) в центр съезжаются сотни буддистов из разных регионов России. Они слушают учения мастеров буддийской философии и проводят затворничество в специальных ретритных домиках.
Пасека Шляхова
“Мед Курумкана” - под таким названием выпускает свою продукцию ЛПХ Шляхова Евгения Николаевича. Пчеловодством занимаются с 2008 года, в 2012 году получили грант на развитие, работают совместно с СПК “Эрдэм”, производят натуральный мед без добавок - гречишный, донниковый, цветочный. На пасеке более 50 ульев, в каждом живут здоровые и сильные пчелы. В продаже имеется перга, восковые холсты.
Угнасайский дуган
Угнасай – это сакральное место, давшее миру много талантливых людей, прославивших Баргузинскую долину далеко за пределами республики. Возведение здесь дугана и ступы – это дань уважения памяти народа, путь к возрождению духовности, милосердию, очищению души. Соодой лама — IX шэрээтэ лама Баргузинского дацана, перерожденец индийского философа и йогина Нагарджуны (около II в. н. э.). Родился в 1846 году вблизи села Элэсун Баргузинской Степной думы в семье Солсогшоной Соодой из рода Hомол hэнгэлдэр. Цыден Содоев с детства поражал всех своими неординарными способностями и предсказаниями. В местности Угнасай Соодой лама в начале ХХ века закопал 4 колышка, указав тем самым, 4 угла дацана и сказал, что здесь будет дацан будущего. Открытие дугана состоялось 21 мая 2014 г.
Аллинский аршан
Ущелье реки Алла – одно из самых красивых и сакральных мест Баргузинской долины. Здесь расположены Аллинские термальные источники, известные с середины XIX века. На притоках реки имеются множество водопадов и тропа, ведущая через перевал до озера Байкал. Согласно одной из легенд, образовался горячий источник благодаря одному очень сильному человеку. В начале XX века ламы вычислили многочисленные выходы термальных вод. Нашли в селе силача Бадму, сына Бидашки и попросили оттащить камень, чтобы освободить выход термальных источников. Бадма был силачом, поднимал телегу, груженную дровами и сеном. Говорили, что у него были сросшиеся позвонки. Он вытащил 4-х тонный камень, и на его месте забили такие горячие ключи, что их надо было охлаждать холодной водой. Камень всем миром перетащили на другой берег, устроили здесь место поклонения. На месте камня сейчас находится ванный корпус. По другой легенде, открыл термальные источники охотник-эвенк. Он целый день преследовал раненного лося, к вечеру и охотник и сохатый так устали, что не было сил идти дальше. Утром охотник увидел лося, лежащего в горячем источнике, при приближении охотника он стремительно убежал, как будто и не был ранен. Очень удивился охотник и решил сам искупаться в источнике. Сразу почувствовал прилив сил, а потом рассказал об этом удивительном источнике другим. Всего насчитывается более 50 выходов воды с температурой до 77 градусов. Целебные свойства источника: для наружного применения в виде ванн при болезнях системы кровообращения, нервной, костно-мышечной, эндокринной, мочеполовой системы и кожи.
Эвенкийское стойбище
Эвенкийское стойбище расположено на территории Улюнханского сельского дома культуры. Здесь можно познакомиться с традиционной культурой эвенков, поучаствовать в дегустации эвенкийских блюд
Умхейские термальные источники
Источники расположены в верхней части Баргузинской долины на стыке двух горных массивов - Баргузинского и Икатского в 100 км от районного центра с. Курумкан и в 18 км. от с. Улюнхан. На территории Умхея источники выходят на поверхность 7-ю группами, большинство которых сосредоточено на острове, образованном в русле р. Баргузин. Великолепная природа окружающих гор и тайги, горный чистый воздух и свежесть реки дополняют рекреационные возможности Умхея. Состав воды: кремнистая, слабосероводородная, слабоминерализованная, сульфатно-гидрокарбонатная натриевая со щелочной реакцией водной среды (pН 9,4-9,6). Температура: 40°C - 50°C Группа бальнеологической воды: 4 группа (подгруппа 4.4, Уш-Бельдирский тип) Целебные свойства: для наружного применения в виде ванн при болезнях системы кровообращения, нервной системы, костно-мышечной системы, эндокринной системы, мочеполовой системы и кожи. Статус лечебно-оздоровительной местности местного значения согласно Постановлению РБ от 22.03.2019 г. №125 Имеется бальнеологическое заключение о составе, качестве и бальнеологической ценности воды источника «Умхей» №54-К от 04.12.2020 г.
Поделись идеями для путешествий.
Создай свой туристический маршрут на Тропинки.ру!
Основная информация
Радиальный
Август 2023
3 дня
10 участников
90
Умеренный
Расстояние и время
1092 точки
102:52:57
308.6 км
Перепад высот
2026 м
740 м
263 м
1894 м
477 м
Скорость и темп
3 км/ч
20:00 мин/км